«Моя Москва» №1-2(149-150), 2011 г.
Российский бизнес глазами предпринимателя
Мы продолжаем обсуждение проблем, мешающих развитию среднего бизнеса в России. Сегодня наш собеседник - председатель Совета директоров группы компаний СК ТЕЛЕКОМ, почетный строитель Российской Федерации, кандидат экономических наук Сергей Николаевич Бегляров
- Сергей Николаевич, СК ТЕЛЕКОМ создана в 2003 году и за короткое время сумела завоевать прочный авторитет у серьезных заказчиков. Сегодня группа компаний является признанным лидером на рынке услуг по проектированию и строительству телекоммуникационных объектов, их инфраструктуры и систем безопасности. Как вам удалось этого добиться?
- На самом деле все компании созданы «с нуля» и без чьей-либо поддержки. Ставка была сделана на освоение перспективного рынка, применение современных технологий выполнения самых сложных работ, высокий уровень профессионализма и четкое выполнение договорных обязательств.
Правильность выбранного пути была проверена и подтверждена в условиях экономического кризиса: в отличие от многих других строительных компаний, в нашем сегменте мы не были обделены заказами и даже в самое сложное время продолжали ритмично работать. Правда весной 2008 года, в преддверии кризиса, мною были приняты меры по корректировке планов дальнейшего развития компаний и оптимизации их структуры, что принесло свои результаты. Сегодня по основным показателям мы вышли на второе место в Москве и московском регионе и продолжаем наращивать масштабы своей работы.
- Чем был обусловлен выбор направления деятельности компаний?
- У меня уже был опыт создания и руководства компанией в течение пяти лет, которая занималась инновационными проектами в области мультимедиа и информационных технологий. До этого я работал в Главном управлении внешних сношений Гостелерадио СССР, а в начале 2000-х был директором по развитию в крупном операторе связи КОМСТАР, так что эта сфера мне хорошо знакома. Развитие информационных технологий происходило у меня на глазах, и участие в создании соответствующей инфраструктуры в нашей стране я считал и считаю делом весьма нужным и перспективным.
Создав компанию, я исходил из тех требований, которые предъявляет потребитель к услугам подобного рода, и был уверен в их востребованности.
- Что представляет из себя группа компаний СК ТЕЛЕКОМ и чем она отличается от других, работающих в этом сегменте рынка?
- Особенностью группы компаний является многопрофильность. В ней заложен так называемый «блочный» принцип, где каждый блок решает свои специфические задачи и может наращивать свои возможности в зависимости от обстановки. В перечень выполняемых работ входит проектирование, строительство, монтаж, техническая эксплуатация и сервисное обслуживание телекоммуникационных сооружений и линий связи. В составе группы 5 профильных компаний: две общестроительные, одна специальная строительная, одна компания - оператор связи и одна торговая. Каждая из них работает самостоятельно, а в совокупности это дает нам возможность выполнять самые сложные задачи в области телекоммуникационного строительства, в том числе сдавать объекты «под ключ».
Мы выполняем задачи по проектированию и строительству сооружений всех видов связи, прокладке медных и волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), монтажу внутренних сетей связи и электроснабжения, выносу инженерных сооружений из «пятна строительства». Помимо этого мы занимаемся технической эксплуатацией и сервисным обслуживанием телекоммуникационных сооружений и линий связи на междугородных и городских объектах Москвы, Московской области и ЦФО. Высокий инженерно-технический потенциал компании, многолетний опыт ее сотрудников позволяют нам выполнять проекты самой высокой сложности. В их числе - оснащение системами безопасности и связи нефтеперекачивающей станции второй очереди трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан».
- Кого Вы могли бы назвать в числе ваших заказчиков и в чем Вы, как руководитель, видите привлекательность работы с вашей компанией?
- Несомненные преимущества нашей компании - это мощная производственная инфраструктура, высокий профессионализм сотрудников, готовность выполнить любые работы по нашему профилю с учетом всех требований и пожеланий заказчика, гибкая система ценообразования и высокое качество выполняемых работ. И это ценят наши заказчики и партнеры. В их числе десятки компаний, работающих в различных секторах экономики.
В секторе телекоммуникаций нашими крупными клиентами являются ОАО МТС, МГТС, «Билайн», «Мегафон», «КОМСТАР»; в строительном секторе - ОАО «МОСИНЖСТРОЙ», ООО «Экопроект+», «Стройновация», «Инжстройпроект»; в энергетическом - ОАО «МОЭСК», «ОЭК», «ОГК-6», ООО «Газпромтранс»; в банковском - ОАО Банк ВТБ, ЗАО ВТБ24.
- Вам, имеющему опыт организации и ведения бизнеса в США, хорошо видны проблемы нашей экономики. Что, по Вашему мнению, мешает развитию среднего бизнеса в нашей стране и экономики в целом?
- Причины низкой эффективности нашей экономики известны. Это коррумпированность чиновников всех уровней, неграмотная налоговая политика, низкие темпы модернизации производства. По-прежнему велика сырьевая составляющая экономики, причем заработанные на продаже сырья деньги не вкладываются в развитие высокотехнологичных производств. Отсутствие государственной программы по импортозамещению приводит к тому, что значительную часть готовой продукции мы закупаем за рубежом. Это подрывает экономическую безопасность государства.
Но главная причина заключается в том, что у нас нет грамотных управленцев. Любой проект должен быть экономически оправдан, должны быть увязаны ресурсы, деньги, сроки. У нас же управленцы привыкли рассчитывать на неограниченные ресурсы, что приводит к нерациональному использованию бюджетных средств. Грамотный управленец - это высококлассный специалист, прошедший все этапы подготовки, имеющий набор необходимых качеств, уважающий бюджет и умеющий его читать.
Для меня образцом такого управленца является министр финансов РФ А. Кудрин.
Еще одна проблема лежит в плоскости морали. К сожалению, у крупного бизнеса, равно как и у элиты, то есть чиновников высокого уровня, нет чувства патриотизма. Достаточно получить ответы на несколько вопросов: «Где учатся дети? Где имеется недвижимость? Где хранится капитал?» И все становится понятным.
Несмотря на наличие массы перспективных разработок, деньги на территории страны в инфраструктурные проекты не вкладываются. Вокруг чиновников выстроен бизнес, которым управляют их родственники. Так называемая «региональная элита» в большинстве своем слабо подготовлена, всё дано на откуп помощникам. В ходу «казенные фразы», не наполненные смысловым содержанием, проявляется явное стремление управлять «по старинке». А сегодня это уже не проходит.
Лично у меня вызывает большие сомнения политика партнерства государства и частного бизнеса. Проблема в том, что при этом государство не в состоянии выполнять свою роль по отношению к бизнесу.
Большую роль в развитии общества и экономики государства может и должна сыграть сильная, независимая пресса. У нас же ее опять нет.
- Последний вопрос - традиционный. Каковы ваши планы на будущее?
- Планы достаточно амбициозные, но выполнимые: стать лидером на рынке строительства и обслуживания телекоммуникационных объектов, расширять виды деятельности и масштабы выполняемых задач. И я не вижу серьезных препятствий на пути достижения этой цели.